The Movies: Человек без
киноаппарата
Разработчик: Lionhead
Studios Издатель: Activision Сайт:
www.themoviesgame.com
Требования: ОС: Windows
98/2000/ME/XP Процессор: Pentium III 800MHz RAM:
256 MB Места на HDD: 2457 MB DirectX: v9.0c
Видео: 64Мб
Презрев собственные симпатии, пиар-крики и
оргазмические вздохи заочных фанатов, я (только истины
ради) вынужден констатировать: The Movies Питера Молинье
– это все-таки тайкун. Сделан он по стандартным
тайкун-лекалам, обращен в первую очередь к менеджерским
талантам игрока и никоим образом не заменит вам
любительскую камеру – если вы вдруг рассчитывали стать
знаменитым режиссером или сценаристом посредством
содержимого одной DVD-коробочки. Увы. Но это один из
лучших тайкунов из всех, что я видел.
Стриптиз Быть директором
киностудии – нелегкая задача, даже в игре, но The Movies
не собираются вываливать на нас всю свою начинку разом.
Игра постепенно обнажается перед нами, открывая с каждым
игровым годом все новые возможности и особенности (этому
очень способствует выбранная тема игры – Голливуд тоже
не сразу строился). Итак, начало. Двадцатые годы –
это немое кино, комедии и редкие романтические фильмы,
вестерны и первые детективы. Декораций требуется
минимум, денег актеры много не просят, зрителям все в
новинку и они не обращают внимания на такие мелочи, как
слабая режиссура или посредственный сюжет. Денежки с
кассовых сборов тихонько капают в карман, небо
невыносимо голубое, а впереди – сияющие горизонты. На
игрока накатывается благостное настроение, в
затуманенном невыносимой легкостью бытия мозгу рождается
жизнеутверждающая мантра «жить – хорошо!». Таковы
первые строки The Movies. А первые строки любого
хорошего произведения просто обязаны быть
восхитительными.
|
|
|
Видите, да?
Трейлеры приходится окружать суперавтомобилями
только ради антуража. |
Начало. Сердце
замирает. |
Девушка в кофте на
самом деле полевая
медсестра. |
Люди на сцене Между тем через
какие-нибудь десять лет начнутся первые сложности
организационного характера. Скажем, актеры. Они – наш
строительный материал, без них не выйдет ровным счетом
ни-че-го. Нанятых на заре кинематографа неумех мы со
временем научим играть не хуже Хемфри Богарта и Одри
Хепберн (пять главных скиллов: комедия, романтика,
экшен, хоррор, фантастика; универсала воспитать крайне
тяжело), но вместе с ростом их звездного статуса
(звездочки под портретом) растут и их аппетиты. Жалкие
шесть тысяч новоявленную звезду уже не устраивают, как и
устаревший костюм пижона 20-х. Да и помощника бы
неплохо, и трейлер покрасивее… Так начинается sims-часть
игры. Если вы заинтересованы в звезде, то и помощника
выделите, и костюмчик покрасивее подберете, и зарплату
удвоите. Не получается? Звезда уйдет в запой, будет
постоянно отлучаться со съемочной площадки (похмелиться
или вкинуть гамбургер) и регулярно впадать в истерики…
Вы ведь в курсе, что настроение звезды/режиссера во
время съемок оказывает влияние на качество фильма? Рано
или поздно это доведет несчастного актера или до
алкоголизма, или до обжорства – и тут поможет только
реабилитация в специальном центре (а это без малого
год). Усугубляется эта ситуация, во-первых, тем, что
актеров у нас несколько и держать в уме все их причуды
поначалу несколько затруднительно. Во-вторых, помахать
зарвавшемуся актеру ручкой с зажатым в ней указом об
увольнении удается далеко не всегда: нанимать мы можем
только тех, кто пришел к нам сам и встал в очередь на
найм. (Так не только с актерами/режиссерами, но и с
обслуживающим персоналом, и с актерами второстепенных
ролей, и с членами съемочной бригады)
А вставать в очередь на найм люди почему-то не
спешат, так что устроить мощную текучку кадров нам не
удастся. Приходится беречь знаменитых на весь мир
истериков и алкоголичек. С другой стороны, иногда к
нам может придти уволившаяся из конкурирующей компании
звезда с нехилыми навыками – вот это настоящий подарок
судьбы. И очередные траты…
Еще парочка пикантных деталей. Сколько не прибавляй
зарплату, играть круглый год без перерывов не сможет
даже Иннокентий Смоктуновский. Во время работы у актеров
понижается стрессоустойчивость, и после пары-тройки
фильмов подряд они начинают активно требовать отдыха. Не
стоит скупиться на рестораны, бары и прочие
развлекательные заведения, пускай отдохнут. Если же
актер слишком долго сидит без дела, его начинает
одолевать скука, что опять же сказывается на его
настроении. Немедленно в дело трудоголика! Ну, или хотя
бы репетировать на свободной съемочной площадке.
Приходится лавировать между всеми этими крайностями с
филигранностью хирурга, делающего операцию на сердце.
Нет, это не так трудно, как на словах, и даже весьма
увлекательно, поверьте мне. Даже самые неприятные вещи
Lionhead умудряется делать хорошо.
|
|
|
"Все персонажи и
события являются вымышленными".
Вранье. |
Процесс
идет. |
Это - взгляд со
стороны. Оцените
детали. |
Мотор! Процесс съемок – как в
жизни. Сначала нам пишут сценарий (навык сценаристов
сказывается на его качестве и времени написания) на
заказанный жанр. Жанр следует выбирать с оглядкой на
ключевые тенденции и грядущие события – например, смерть
Бонни и Клайда, освещенная в прессе (соответствующее
сообщение появляется на таймлайне вверху экрана),
подстегнет интерес к экшенам. Далее – кастинг. Мы
выбираем режиссера и актеров на главные роли (в идеале –
подходящих жанру, хорошо относящихся друг к другу,
отдохнувших, сытых и довольных жизнью), их навыки и
параметры (а также навыки съемочной бригады, а еще
оригинальность и состояние декораций) напрямую влияют на
качество получившегося на выходе фильма. Съемки
проходят вживую, и это восхитительное зрелище. Актеры
заходят на площадку, режиссер разваливается в
принесенном кресле и командует парадом. Можно
вмешаться в процесс и настроить все вручную – к вашим
услугам набор слайдеров, регулирующих самые разные
параметры (зависит от сцены). Жестокость драки,
чувственность поцелуя, эмоции актеров и многое другое –
настраивайте по своему желанию, но помните о жанровом
соответствии и пуританском обществе по ту сторону
экрана.
|
|
|
Репетиция
подстегивает рост навыков. |
Грязная машина
очень хорошо сочетается с вечерним
платьем. |
Чувак с микрофоном
- это прорыв, кстати. После немого-то
кино. |
Фильм снят, время монтажа – но только если вы уже
изучили эту возможность. В этом случае вы можете
поменять стиль титров, вырезать неудачные сцены,
озвучить диалоги (записав их на микрофон прямо в игре,
движения губ актеров будут синхронизированы с
произносимыми звуками). Далее, неплохо бы вложиться в
пиар (ну, это начиная с семидесятых) – о фильме должны
знать до его выхода. Наконец, кульминация. Показ.
Здесь сердце игрока сладко замирает. Как-то примут
его шедевр? Не обругают ли? Поймут ли замысел
сценариста? Оценят ли модные спецэффекты? Смотрим.
После релиза фильм оценивается по нескольким
параметрам. Это актерская игра, режиссура, сценарий,
соответствие жанру, новизна актеров и декораций,
операторская работа, смена декораций и такие тонкие
субстанции, как настроение актеров и режиссера. В итоге,
складывая, вычитая и умножая эти величины в недоступной
нашему уму последовательности, игра выдает рейтинг по
пятибалльной шкале. Который во многом определяет место
фильма в чартах и доход с него.
Нам услужливо покажут прирост в опыте актеров,
режиссера и съемочной бригады, бюджет фильма, сроки
съемки. И здесь появляется первая черточка понимания:
главное, чтобы фильм отстрелял бюджет. Если его снимал
алкоголик-режиссер, который всеми фибрами души ненавидел
снимающихся актеров, а те отвечали ему взаимностью, то
этот вопрос становится особенно актуальным.
Сняв два-три плохих фильма подряд, игрок рискует
оказаться банкротом. С другой стороны, сняв неожиданно
яркую и качественную ленту, можно оказаться снова в
дамках даже при глубоком минусе в области кошелька.
Отсюда вторая и последующие черточки понимания:
хороший актер/режиссер способны вытащить на достойную
высоту фильм с посредственным сюжетом; обратное верно,
но с меньшей силой. После усвоения данного постулата
начинаешь беречь родных актеров как зеницу ока. Просто
запомните формулу «довольный и счастливый актер = полный
карман денег».
|
|
|
Декорации. Фон
настраивается, не пугайтесь. |
Церемония
награждения. Я взял аж две
номинации. |
Ведущие тоже
меняются со временем. Страшные
больно... |
Рыжая пластиковая каска Не
актерами едиными, это верно, приходится и строительством
заниматься. Строить нужно много, факт. И вы знаете,
административные здания занимают не очень большую часть
билд-листа – это при том, что их немало. Декорации.
Вот он, второй ингредиент успешного фильма. Сказать, что
их много – ничего не сказать, огромная территория,
отведенная под нашу кинокомпанию, очень быстро
оказывается тесной. Огромные сцены вроде городка на
Диком Западе или поля боя занимают гигантское количество
места, и игроку приходится в буквальном смысле играть в
пятнашки, пытаясь выделить еще чуть-чуть места под
свежеизученный павильон. Все декорации делятся
по «сетам» (в них также входят аксессуары вроде мебели,
оружия и одежды) - Дикий Запад, Страшный Лес, Жилой Дом
и т.п., каждый из сетов хорошо подходит для определенных
жанров. Постепенно лабораторные рабочие, проводящие дни
и ночи за изучением тенденций и вкусов, открывают все
новые сеты или их составные части, и нам снова нужно
искать под них место, поскольку старые декорации
зрителям уже приелись…
При этом не следует забывать возводить туалеты и
бигмачечные в ключевых точках, подводить дороги к
свежепостроенным зданиями и укрывать неэстетичные
«красные зоны» (те же туалеты) цветочками и статуями –
дабы не нарушать традиции фэн-шуй о гармоничном
размещении.
Да, фэн-шуй, тайная страсть Питера Молинье,
присутствует в полной мере и здесь. Любителям
выкладывать дорожки между деревьев и украшать все любое
определенно есть где порыться садовой лопаткой.
Изнанка декораций Почти с самого
начала игроку становится доступным здание для написания
собственных сценариев. Сердце замирает в предвкушении,
сейчас, сейчас… В голове роятся сотни мыслей, хочется
переснять «Терминатора» в пользу машин, превратить
«Титаник» в зомби-трэш с мумиями, вылезающими из трюмов
и пожирающими Леонида Дикаприю, сделать еще много, много
всего… Хочется ведь? Хочется? Забудьте,
выкиньте из головы эти детские мечты, вы не по адресу.
Не получилось у Молинье полноценного сценарного
инструмента. Сценарии собираются из заранее просчитанных
сцен, коих хоть и много – но все равно недостаточно для
настоящего художника. Да и не дело это, собирать
произведение искусства из кем-то навязанных сэмплов, при
всем их разнообразии слишком сильны и заметны
ограничения. Представим себе нечто из разряда
невероятного. Вы можете в совершенстве овладеть этим
редактором, подстроиться под него и попытаться-таки
снять фильм своей мечты, который по достоинству оценят
ваши друзья, разбирающиеся в кино. Возвращаемся в
реальность: не исключено, что после долгих мучительных
процедур съемок (здесь редко снимают фильмы длиной более
десяти-пятнадцати сцен) игра запросто влепит вам за него
единичку, исходя их своих игровых побуждений. И
правда, как машина может по достоинству оценить хороший
сюжет? Можно за десять минут накидать пять-шесть не
связанных между собой сцен, снять получившееся,
надорвать живот над результатом – и получить
восторженные отзывы внутриигровой прессы. Потому что
актеры хорошие, режиссура хорошая, декораций много…
Питер взялся препарировать один из самых
неоднозначных видов искусства, сочетающего в себе
нарратив и зрелищность в разных пропорциях, и получилось
у него не очень. Игра может худо-бедно оценить
зрелищность (весьма скудную), но нарратив – никак. Мы,
конечно, все об этом знали, но как-то очень хотелось
верить Питеру…
|
|
Здания-меню,
драг-н-дроп интерфейс. Удобно. |
Ужастиковая
декорация номер два.
Симпатичная. |
С другой стороны, давайте взглянем новыми глазами на
все это. Питер сделал все, что мог, и, подстроившись под
игровой редактор, можно сваять что-нибудь действительно
забавное. Тем более что никто до него не пробовал
поставить в одну упряжь игры и кино (Machinima не в
счет) и отдать игроку вожжи.
Итоги Многое осталось за рамками
обзора, но уж не обессудьте. Давайте галопом. Навыки
игры актеров никак не влияют на реальный отыгрыш – и
плохой, и хороший актеры сыграют сцену совершенно
идентично, просто результат будет разный. Нам
постоянно подсовывают мини-квесты, содержащие в себе
несколько условий (набрать N денег, снять N фильмов с
рейтингом N), за их выполнение дают что-нибудь приятное
вроде нового здания или разработки. Ежегодно
проводятся кинофестивали, на которых награды раздаются
по самым разным номинациям (лучший фильм, актер, самая
быстрорастущая компания, etc.). За каждый приз (если
возьмете) дают нехилую способность, ровно на год – вроде
уменьшения зарплаты актерам вдвое без вызывания
недовольства или удвоенной скорости работы
лаборатории.
И последнее - аудиовизуальное. Выглядит игра просто
чудесно, Lionhead прыгнула выше всех своих голов.
Музыка, как и в Civ4, соответствует текущему году (а
какой там джаз в начале!).
Подводя жирную черту, могу сказать, что игра,
несмотря на все мои придирки, вышла великолепная.
Пропустите – пожалеете.
|