КАРТА

ДОСУГ

АПТЕКИ

РАСПИСАНИЕ

СПРАВОЧНИК

Art.lab © Des.ign

GISMETEO.RU: погода в г. Жлобин






Жлобнн. Город областного подчинения, центр Жлобинского района Гомельской области, пристань на правом берегу Днепра. Железнодорожный узел.

Впервые упоминается в 1492 гаду как небольшое поселение. С 1793 г. в составе Российской империи, местечко Рогачевского уезда Могилевской губернии. 2100 жителей по переписи 1897 г. Советская власть установлена в ноябре 1917 г. До Октябрьской революции имел невыразительную одноэтажную застройку.

Современный Жлобин — один из перспективных городов республики. (Из Белорусской Советской Энциклопедии) Города, как и люди, имеют свои черты характера и лицо, свою главную профессию, которой из века в век славятся. Город Жлобин — труженик-железнодорожник. Направляясь в Гомель либо покидая его, редко кто минет этот железнодорожный узел. Недавно среди промышленных предприятий города появился завод— первенец металлургии в нашей республике. Конечно же, это сказалось на том подсчете, который был сделан ранее и свидетельствовал; каждый четвертый жлобинчанин - железнодорожник или член семьи железнодорожника. И поныне, хотя город разросся и преобразился, всюду здесь чувствуешь дыхание железнодорожного узла.

Известен Жлобнн революционными традициями. И опять-таки родились они в паро-.возных и вагонных мастерских, на станции. Уже в первых числах марта 1905 года эхо первой русской революции отозвалось и тут: жлобннские железнодорожники активно выступили против царизма. В октябре того же года на станции была объявлена забастовка, а в декабре директор департамента полиции в панике сообщал могилевско-му губернатору: «Участок Жлобин — Гомель находится в руках революционеров. Необходимы самые решительные меры для восстановления порядка и очищении станции от мятежников».

В 1902 году вступила в строй действующих новая железнодорожная магистраль, связав Петербург с Одессой. Из Жлобина теперь отправлялись поезда во всё концы России — на север И юг, на запад и восток. Белорусские железнодорожники наладили связь с пролетариатом Петербурга, подавшим пример в борьбе за вободу, против гнета капиталистов и помещиков, против социальной несправедливости. Золотыми буквами вписаны в летопись города выступления его рабочего класса в февральские дни 1917 года и в дни Великого Октября.

Первое в мире государство рабочих и крестьян нужно было отстоять в жестоких битвах с внутренним и внешним врагом. Памятный 1918-й был годом организации в Жлобине вооруженного отряда рабочих и крестьян — одной из доблестных боевых частей только что рожденной Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Он сразу же вступил в бон с войсками немецкого кайзера на ближних подступах к Жлобину. ...Июнь 1919 года. У жлобннского перрона останавливается необычный поезд. Паровоз и вагоны броско украшены плакатами, транспарантами, лозунгами. Это агитпоезд «Октябрьская революций>>, в котором совершает поездку по Белоруссии всесоюзный староста.

Председатель ВЦИК М. И. Калинин. В паровозном дело Михаил Иванович произносит речь. В тот же день уходит телеграмма в Москву Владимиру Ильичу Ленину. Она содержала отчет об организационной и массовой работе по укреплению Советской власти в городах и селах Белоруссии. Шли годы, десятилетия... Советский народ мужал в борьбе и труде. Через многие испытания он прошел. И все с честью выдержал. Подойдем к гранитному обелиску на Центральной площади города и прочтем высеченные на нем строки: «В тяжелом 1941 году, 15 июля, воины 21-й армии штурмом взяли оккупированный Жлобин».

Скупые, но много вобравшие в себя слова. А дата!? Вот когда наши воины решительным штурмом выбили гитлеровских захватчиков из двух белорусских городов — Жлобина и Рогачева, несмотря на огромное превосходство врага в технике и живой силе. Еще до разгрома фашистов под Москвой! Улицы Жлобина, будто живые свидетели, ведут волнующий рассказ о бессмертных героях тех дней. Вот улица Петровского. Стрелковым корпусом, отбившим Жлобин у врага в 1941 году, командовал генерал-лейтенант Леонид Григорьевич Петровский, сын соратника В. И. Ленина, известного государственного и партийного деятеля Г. И. Петровского.

Всего два дня пробыли тогда оккупанты в Жлобине. Его освобождение позволило организовать эвакуацию в глубь страны населения, материальных ценностей, оборудования предприятий и железнодорожного транспорта. Остервенелые атаки гитлеровцев, рвавшихся в город, были отражены. Враг понес большие потери. Лишь через месяц, в середине августа, да и то замкнув кольцо вокруг города, фашисты после упорных боев снова захватили его.

Генерал Петровский сумел подготовить и осуществить прорыв окруженных частей 63-го стрелкового корпуса на соединение с основными силами 21-й армии, командующим которой он был назначен в ходе боев за Жлобин. Смертью храбрых пал генерал, сражаясь за город. Здесь и похоронен в одной из близлежащих деревень. На улице Баталова старожилы вспоминали, что на ней капитан Федор Алексеевич Баталов, проявив исключительную отвагу и умело управляя боем, заставил фашистов бежать из Жлобина.

9 августа 1941 года были обнародованы указы о награждении особо отличившихся в этих боях командиров, политработников и красноармейцев. Ф. А. Баталов стал Героем Советского Союза. Защищая Жлобин. он погиб. Но до сих пор живет в народе песня: << И опять в атаку капитан Баталов на геройский подвиг поднял батальон...>> А вот еще улицы, которые носят имена Героев Советского Союза — Николая Кузьмича Ковалева и Макара Власовича Барташева. Они — жлобинчане, здесь росли, учились, отсюда ушли на фронт. Есть улица имени прославленного вожака белорусских партизан, Героя Советского Союза В. Н. Козлова. Земляки хорошо помнят Василия Ивановича, когда он был стрелочником на железнодорожном узле, а затем, в послевоенные годы — Председателем Президиума Верховного Совета БССР.

Город, взрастивший таких героев, не склонил головы перед оккупантами. Горела под их ногами земля. Они не знали покоя ни днем, ни ночью. Подпольщики-патриоты действовали в тесном контакте с партизанами.
В мирные дни — дом за домом, квартал за кварталом — вставал Жлобин из развалин и пепелищ. Помогала ему вся многонациональная страна. Неузнаваемым стал город. Генеральный план развития его предусматривал возникновение новых отраслей промышленности, строительство крупных перспективных предприятий.

Одна из знаменательных дат в осуществлении этого плана — 15 октября 1984 года. В этот день на Жлобинском передельном металлугическом заводе мастер электроплавильного цеха Михаил Павлович Гуляев с особым волнением взглянул на часы, поднял руку и торжественно произнес: « Начали!>> Пошла первая плавка белорусской стали, потек расплавленный металл. Отныне в нашей республике родилась новая отрасль — черная металлургия.

Белорусский металлургический, производя в год полмиллиона тонн сортового проката и более семисот тысяч тонн стали, полностью обеспечивает нужды строительной индустрии и частично — ряда других металлопотребляю-щих отраслей народного хозяйства республики. Оснащенное по последнему слову техники предприятие обходится без мартенов и конвертеров, их заменяет электроплавка. Полностью механизированные и автоматизированные электроплавильный и прокатный цехи гарантируют абсолютную чистоту окружающей среды, облегчают труд металлургов, повышают его производительность.

Одновременно с заводом вырос микрорайон, сполна удовлетворяющий потребности рабочих и инженерно-технических работников предприятия в благоустроенном жилье, медицинском и бытовом, торговом обслуживании, в культурных запросах. За городской чертой, где раньше простиралось поле, вырос микрорайон Жлобинского агропрома.

На территории мастерских «Агро-промтехники» вознесен на постамент трактор. Он мало похож на современные почвообрабатывающие машины, ведь это их <<прадедушка>>. На постаменте отчеканены слова: «Они были первыми трактористами Жлобинского района>>.

Далее — перечень фамилий. Среди них значится имя А. Г. Терещенко. Сюда часто приходит его сын Генрих Анисимович. Рассказывает об отце, как тот распахивал межи, объединяя батрацкие лоскутки земли в колхозные массивы. Как после работы еще и учился, наверстывал то, чем обделила его судьба бедняка в детстве и юности. Как в огненном 41-м ушел на фронт, а вернулся домой с победой и сразу — в свою родную МТС, на месте которой — руины...

Сын унаследовал профессию отца, его любовь к земле и технике. Трудовой путь начал трактористом, был бригадиром тракторной бригады. Совмещал работу с учебой в Белорусской сельскохозяйственной академии, которую успешно закончил, стал старшим экономистом районного объединения «Сельхозтехника». Сейчас коммунист Г. А. Терещенко - заместитель директора районной <<Агропромтехкнки>>. Жлобин гордится многими своими славны-ми людьми — Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда, народными избранниками в высшие органы государственной власти, замечательными тружениками.

Это — и участник двух исторических Парадов Победы на Краской площади в 1945 и в 1985 годах А. В. Баженов, и бывший машинист локомотивного депо А. П. Шибуня-ев, и участник войны, бывший председатель колхоза М. Г. Маршнн. А также — заслуженный механизатор БССР И. М. Дайнека, заслуженный врач И. Г. Соломатова, заслуженный учитель 3. Н. Варшавская, заслуженный работник культуры БССР Г. И. Станиславова, депутат Верховного Совета республики, отделочница фабрики искусственного меха Н. Т. Захарич...

«Добро пожаловать!» — говорят жители Жлобина своим добрым гостям, число которых год от года растет. Здесь есть что увидеть, что узнать, чему удивляться и радоваться. 

Hosted by uCoz